Восхождение на Эльбрус. Часть 3

Восхождение Погода — это ключевой фактор успеха при восхождении на Эльбрус. Даже с юга, по самому простому маршруту, который весь утыкан вехами и вроде бы сбиться с пути там невозможно. Но если погоды нет, то ни о каком восхождении не может быть и речи. Именно поэтому все здесь желают друг другу не удачи, как принято, […]

12/08/2018

5384f8b540917fafbbaa903baf3eda04.jpgf009f58afa7a3db5d66320889f07aece.jpg
Восхождение
Погода — это ключевой фактор успеха при восхождении на Эльбрус. Даже с юга, по самому простому маршруту, который весь утыкан вехами и вроде бы сбиться с пути там невозможно. Но если погоды нет, то ни о каком восхождении не может быть и речи. Именно поэтому все здесь желают друг другу не удачи, как принято, а хорошей погоды. Накануне смотрим погоду, на всех возможных ресурсах, в ночь со среды на четверг везде прогнозируется тихая, без облачная погода, ветер до 6м/с- идиллия. А уже начиная с пятницы погода портится. Значит нам повезло…
Но у небесной канцелярии свои прогнозы, часов в 9 вечера началось НЕЧТО. Гроза в горах. Сложно описать это словами, когда ты находишься практически на уровне туч, видимость нулевая, молнии как взрывы озаряют всё вокруг и кажется, их можно потрогать руками. Гром многократно усиливается, отражаясь от гор. Шквалистый ветер с ледяной крошкой — завораживающе кошмарно. Воздух в прямом смысле наэлектролизован. Я, как строитель, начинаю оценивать теоретическую возможность падения нашего вагончика со скалы, на краю которой он кое-как слеплен местными «чабанами», и вероятность такого исхода кажется мне довольно высокой. Но самое главное, что заботило меня больше всего: неужели Эльбрус не даст мне шанса? Есть надежда, что всё-таки ветер прогонит грозовой фронт дальше. Гроза то стихает, то возобновляется с новой силой. Будь что будет.. Оградившись от внешнего мира с помощью берушей и спального мешка, пытаюсь спать.
В 12 ночи поднимаюсь, начинаю одеваться, за маленьким окошком в несущихся облаках проблёскивает луна, грозовые раскаты где-то в стороне. С верхнего яруса нар свешивается Женёк: «Ну что идём?», «Давай попробуем. Вариантов отложить восхождение нет: не получится — вернёмся».
Женя рассказывал мне об эффекте заторможенности вночь выхода, теперь я это проверил на практике. Все вещи собраны с вечера, но всё равно пока собрались, позавтракали, заварили термосы, прошло почти 2 часа, начал просыпаться народ в соседних вагончиках, который тоже запланировал восхождение на сегодня.
И вот 1.45, мы выдвигаемся, сильный ветер и практически нулевая видимость сильно усложняют задачу. Ветер прилагает все силы пытаясь повернуть нас назад. Вокруг непрозрачная пелена, это то ли туман, то ли тучи, вдали продолжает бушевать гроза, но по ощущениям она удаляется. Как потом рассказал Женя, в предыдущие три попытки он ни разу не попадал в такую погоду, и ночью всегда двигался без фонарика, так как свет луны и звёзд освещали всё вокруг, как днём. В этот раз идём с включенными фонарями, ориентируясь по вешкам, которые установлены вдоль тропы через каждые 10-15 метров. И даже при такой плотности один раз мы имели явный шанс сбиться с маршрута. Женя шёл впереди, я за ним стараясь наступать в проложенный им след, и в один из моментов он резко начал забирать вправо. Я подумал, он знает, что делает, а на самом деле ему показалось, что мы сбились с маршрута. На наше счастье порывом ветра открыло окно в небе, и в лунном свете мы увидели вешки; хорошо, что отошли недалеко.
c0023bc4c0ee729a315862935a621b40.jpgc5f5e41805efa6e6abf36a1e7ef662ec.jpgf4b64260cef1159e4eb0d22bdf1126bd.jpg
Ещё накануне мы наметили график движения, как на тренировочных выходах: десять минут идём — остановка, восстановить дыхание, полчаса — короткий привал. За четыре часа мы должны дойти до «косой полки» на высоту 5100. А дальше, как сказал Женя, как пойдёт, загадывать и ставить ориентиры бесполезно, не известно, как отреагирует организм на эти высоты. Орентируясь по вешкам и контролируя высоту по навигатору, через 4 часа мы были у начала «косой полки».
ef10857fed7ecedfcc7cb9626f019f3c.jpg221fff00d9e689270150b30bfc37338c.jpg847d030285af02e8f53a15329e7d5930.jpg
«Косая полка» — это тропа по склону восточной вершины Эльбруса. Проходя по ней набираешь высоту до 5300 и попадаешь в седловину, между двух вершин. Тропа шириной 40-50см. и здесь, уже до самой седловины нет возможности, сделать привал и передохнуть. Вообще, подъем на Эльбрус считается технически простым, и относительную опасность представляет собой именно «Косая полка», так как это узкая тропа с небольшим уклоном вверх, но с большим боковым. Если люди падают, то зарубиться (застраховаться ледорубом) неподготовленному человеку непросто, так как если не сделать это в первые метр-два падения, то потом сделать это уже невозможно, в отличие от художественных фильмов)). А внизу (через 1,5-2 км ледяной горы) находится, так называемый трупосборник и куча трещин в леднике. На самом деле, в настоящее время, несчастные случаи на Эльбрусе, довольно редки, но внимательность и осторожность здесь терять не стоит. Ежегодно до 40 человек гибнут при восхождении, по количеству жертв Эльбрус идет вровень с Монбланом, который тоже привлекает тысячи туристов обманчивой легкостью восхождения.
В общем потихоньку, в прямом смысле этого слова, мы добрались до седловины. Темп ходьбы: вдох-выдох шаг, вдох-выдох шаг, или вернее шажок по склону. Женя посоветовал считать шаги и останавливаться перевести дыхание через 100 шагов. Я попробовал, не тут то было. Организм не хотел подчиняться схемам и жил своей жизнью, тяжело словами описать своё состояние: иногда удавалось пройти сто шагов, а иногда приходилось останавливаться через 50, 40 и даже 20. Не знаю, от чего это зависело. Ты идёшь, чувствуешь, что всё- сил больше нет. Останавливаешься, восстанавливаешь дыхание, в этот момент понимаешь, что мышцы в порядке, физически сил полно и ты в принципе, можешь выбежать оставшиеся 500м подъёма (где-то около 2 км пути). Но, делаешь два шага и всё становится на свои места: ты тяжело дышишь, ноги наливаются свинцом, и ты начинаешь снова считать пройденные шаги: вдох-выдох-раз, вдох-выдох-два… У меня в голове постоянно крутилась ассоциация моего состояния с рыбой на берегу, хватаешь воздух широко раскрытым ртом, вроде всё делаешь как обычно, но вокруг тебя другая среда, которая как бы говорит тебе: «Человек зачем ты здесь? Эти условия созданы не для тебя..». По пути обгоняем пару групп, которые поднялись на ретраках до «косой полки». Группы идут с инструкторами (стоимость инструктора 20000р., на группу из 4-5 человек). Слышу, как инструктор заставляет своих подопечных идти медленнее. В два раза медленнее, чем я. Пробую двигаться в таком темпе, а вдруг так легче? Ничего подобного. Видимо для каждого есть свой режим движения, лучше подходящий для твоего организма. До седловины 5370 мы шли 2 часа.
ebc88cf6627e214232f7fde9c605e327.jpg538ac8527b2708635db744b0a266c006.jpgc6dde510cf14676a65c4cdf07539380b.jpg
Пока преодолевали «косую полку» вышло солнышко, тучи окончательно разогнало и только ветер продолжал усложнять нам жизнь. После седловины, где мы сделали небольшой привал, попили чайку, начинается подъём на вершину, преодоление последних 300 метров высоты. Тропа идёт резко верх, вдоль неё натянута страховочная верёвка. Передвигаешься на морально-волевых качествах. Здесь не лучше и не хуже, чем на всём предыдущем пути, просто ты уже идёшь более шести часов и надо просто терпеть. Резкий подъём заканчивается выполаживанием перед небольшим финальным подъёмом на саму вершину. Здесь уже становится понятно, что ты дойдёшь.
d518e9ce4fd7e0edb1395884033a8df8.jpg0be80646654574b38cd641888979ab19.jpgbb93a4c5a39b73151498d510678dac0d.jpg
И мы дошли, почти через 8 часов после начала подъёма, преодолев 11км. пути, поднявшись на высоту 5642м. Самая высокая точка России и Европы. И если для Жени это была очередное, хотя я уверен не менее тяжёлое и важное, но всё же не первое восхождение, то для меня это было впервые. Не скажу, что испытал восторг или эйфорию, но мои ощущения очень точно передают слова: Я СДЕЛАЛ ЭТО! Именно так. Ещё когда только я задумывал свой поход, я точно знал, что будет нелегко, но если будет шанс, то я обязательно дойду. Я просто не мог подвести ожидания и веру в меня моих родных, близких, друзей. И Я СДЕЛАЛ ЭТО!
97e9afe99d4f83037956238f146acb4f.jpg1dfa7b565c6c05e2d4e52c1993e35d74.jpge24c64a2d5b03c7f84245318fe666f6f.jpg
На вершине нас ждал ураганный ветер. МЧСники оценили его в 30-70 м/сек. Не берусь судить о справедливости данного прогноза, но смартфон которым мы фотографировались, с трудом удавалось удержать в руках. А флаги которые Женя захватил с собой для фотоссесии приходилсь держать на полусогнутых ногах, уперевшись, что есть силы. Но свои 15 минут на вершине мы провели. Сил хватило на фотоссесию и на короткие мгновения восхищения грандиозностью картины, открывающейся взору. Все те горы, которые снизу казались исполинами, теперь были далеко внизу, и весь Кавказкий хребет предстал перед нами небольшими холмами.
427ea08ca36845720007a2793238dfe1.jpgcf3608ba152e0454dad6ad02360b9dec.jpg
А дальше был долгий путь вниз, также очень непростой. Сказывалась накопившаяся физическая и психологическая усталость. И то, что проходило на высоте 4700, не получилось на 5600. Предыдущие дни, когда мы ходили на тренировочные подъёмы, спускаться всегда было намного проще. При спуске шаги делаешь гораздо более широкие, чем при подъёме, подбираешь темп который позволяет двигаться без остановок на передышки. При спуске с Эльбруса так не получилось. Начинаю спускаться и понимаю, что нет, без передышек не получится. Когда спустился в седловину, застал там изрядно подзамёршего Женька, который, в отличие от меня, спускался гораздо быстрее. Удалось его убедить, чтобы дальше он спускался своим темпом и не ждал меня, к этому времени количество желающих подняться на вершину сильно возросло и риск остаться одному или заблудиться свёлся практически к нулю. Единственное, что порадовало, так это погода. Уже в начале «косой полки», ветер стих и оставшийся спуск проходил под тёплым, и очень коварным Эльбрусским солнышком. Не смотря на все меры предосторожности, по возвращению домой мой нос благополучно облез от полученных солнечных ожогов.
c1f90b406dacfc9800ae1ccd66cdc3db.jpg741482671dc49b6d2275aed4719693c7.jpg
Кстати, в начале, «косой полки» меня ждал сюрприз. На тренировочных выходах мы поднимались максимально на 4700, до скал Пастухова, и из-за ветра и низкой облачности я не представлял крутизну склона до «косой полки». Ночью погодные условия также не позволили оценить его в полной мере. И только теперь я увидел эту гору и …, не могу подобрать литературного эпитета, скажем так, немного удивился: крутизна была не меньше, чем на вершине, а мы ночью вышли этот подъём в лоб. Группы с инструкторами поднимаются на этом участке траверсами — змейкой. Ну что-же, когда глаза не видят, оказывается не так уж и страшно)) Спустившись к началу «косой полки» сделал привал, попил чайку, погрелся под солнышком. Понаблюдал, как японцы с радостью соглашались на спуск на снегоходе до Гарабаши (это километров 5-6 пути по горе) за 5000р. с человека. Отдохнув, потихоньку двинулся дальше, здесь навстречу стали попадаться группы, идущие на акклиматизационные выходы. В горах есть хорошая традиция: встречаешь человека — поздоровайся. Вот так здороваясь с встречными, и принимая поздравления «С горой!», через 4 часа я был в «Приюте 11», где меня поджидал Женёк, уже отдохнувший и собравший вещи. Почти 12 часов прошло с момента выхода до момента прихода в лагерь. Хотелось просто лечь и отдохнуть, но как я писал выше, проблемы со временем не дают расслабляться. Я переоделся, выпил несколько стаканов воды, собрал свои вещи. Взвалив на себя рюкзаки мы стали спускаться на станцию Гарабаши. Дальше был спуск на канатной дороге, обед в уже ставшей «родной» кафешке. (который кстати, не смотря на чувство голода, наши организмы не смогли одолеть) Небольшой отдых и душ у друзей в Терсколе. А дальше машина и дорога домой, но это уже совсем другая история.
Всем кто смог дочитать СПАСИБО! Будет ещё заключительная часть))

Тонкие шнуры в форелевой ловле. Trout Journal

Дмитрий Савин поделился опытом использования Sunline Small Game 0.2PE и Siglon PEx4 0.2PE. За год он собрал приличную статистику. Впечатления от шнура 0.2РЕ по сравнению со шнурами 0.3РЕ.
27/12/2021

Обзор Zetrix Hell Hound 792 hh

Привет, друзья! В этом посте хочу рассказать о спиннинге Zetrix Hell Hound 792 hh. Поделюсь опытом использования на практике с обратной связью, которая возможно кому-то пригодится при рассмотрении покупки данного удилища. Взял я это удилище для рыбалок на heavy джиг осенью, а также при рыбалке на крупную резину с целью поимки щуки, и без компромиссного […]
05/09/2021

О времени выхода рыбы на точке!

Привет, друзья! Задача рыбалок сводится к тому, чтобы поймать активную рыбу! Есть те или иные перспективные места, однако они работают не круглосуточно. Наша задача разобраться в точке, в том числе определить время так называемого выхода, поэтому перспективные места нужно проверять регулярно в течение дня и определять максимальную активность рыбы на них! Вот и здесь получилось […]
17/08/2021

Первая рыбалка на голавля в 2021. Река Шешма.

Красота малой реки, шум переката, вибрация вершинки от работы кренка и ожидание поклёвки! Ну а после мощнейший удар, прошибающий до пят даже от поклёвки мелкого голавлика! Совершенно потрясающие эмоции, которые испытываешь от рыбалки на эту красивую и мощную рыбу! Очень рад был отдохнуть от лодки, одеть забродники и взять лайтовый спиннинг! Работали мелкие блесенки, которые […]
02/08/2021

О важности подбора приманки на точке!

Привет, друзья! Хотелось бы поговорить о важности смены и подбора приманок, порой это играет ключевую роль! Примером приведу рыбалку в выходные! Зашел на точку, на скриншоте с эхолота видно наличие крупной рыбы у коряги. Встал по ветру, чтобы удобнее было обкидывать. Сделал три проводки поролоном , три проводки силиконом 5 дюймов, решил дальше поставить Fox […]
26/07/2021

Обзор Zetrix Exilon 802m

Привет, друзья! Скопился хороший опыт по эксплуатации Zetrix Exilon 802m, хочу с вами им поделиться в виде обзора. Не буду расписывать какие то технические характеристики, их можно посмотреть в каталогах. Расскажу скорее для чего я брал этот спиннинг и какими приманками работал.Моя домашняя акватория располагается на Волге ниже города Казани. Течение на русле слабое, Волга […]
19/07/2021

Ловля окуня зимой! Советы и рекомендации!

Привет, друзья! Этой зимой я по настоящему окунулся в ловлю зимнего окуня на блесны! Я выезжал несколько раз с мастерами, и регулярно по несколько раз на неделе выезжаю на тренировки в одиночку. Практика, и еще раз практика! Новый выезд, новая цель, новый участок реки — новый опыт. У меня стало хорошо получаться, сложились определенные картинки […]
14/03/2021

TROUT JOURNAL: ДМИТРИЙ САВИН: ОКУНЬ, СОРЕВНОВАНИЯ, НЕПОБЕДИМЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Отчет Дмитрия Савина об участии в зимних соревнованиях по ловле окуня спиннингом с берега, прошедших в конце декабря 2020 года.
21/01/2021

Окунь, соревнования, непобедимые спортсмены.

Начал печатать отчёт сразу после турнира в конце декабря, но забросил в предновогодней суете, поэтому только сейчас — лучше поздно, чем никогда. Тем более, что небольшие отчеты часто наводят порядок в голове после соревнований, а я ехал как раз за опытом и практикой. Спиннинг с берега, окунь, Москва-река, декабрь. Зачем всё это? Я считаю, что […]
12/01/2021

Top 5 lures сезона 2020

Привет, друзья! Спиннинговый сезон 2020 года подошел для меня к концу! Это был отличный сезон, который позволил получить мне много опыта, поймать много хороших крупных рыб, и обновить два рекорда: по судаку до 6500 и щуке до 12 килограмм. Безусловно, мне многому нужно учиться и развивать свой рыболовный скилл, учиться новым техникам рыбалки! Ну а […]
11/11/2020

Pro Anglers League. Дебют. Самара.

Привет, друзья! Позади настоящая драма и трагедия из 23 дней жизни… Однако начну вот с чего. Я, как и многие, слежу за турниром PAL, и безусловно, для меня это была настоящая мечта, попасть на это соревнование, наполненное драйвом и азартной борьбой! Этот сезон стал первым для меня, когда я решил попробовать себя в рыболовном спорте.Многие […]
26/10/2020

ПАЛ ПРОЩАЙ

#palпрощайПАЛ ПРОЩАЙ (развёрнутый отчёт о финале 2020 Самара)Завершился финальный этап ПАЛ 2020. В этот раз он проходил на акватории Саратовского водохранилища, выше г.Самара .Размещение участников было в эко-отеле «Маяк.» Сразу хотелось бы выразить свою благодарность руководству и персоналу данного отеля. Такого хорошего сервиса и уровня обслуживания пожалуй не было ни на одном из прошедших этапов.Костя […]