Москва-река наши дни

Зимний спиннинг на Москве-реке в этом сезоне во многом очень интересен. Я бы хотел поделиться своими наблюдениями и просто дать пищу для размышлений. Вода и мороз Гидравлика воды в этом году поражает на реке, уровень постоянно меняется и почти всегда выше стандартного уровня. Виной тому теплый декабрь и постоянные осадки. На реке было несколько пиков […]

16/02/2018

Вода и мороз

Гидравлика воды в этом году поражает на реке, уровень постоянно меняется и почти всегда выше стандартного уровня. Виной тому теплый декабрь и постоянные осадки. На реке было несколько пиков подьема воды, что сказывалось на поведение рыбы. Все те, кто искал ее в старых местах, терпели крах и поражение, рыба предпочла новые места, причем мелководные. Ярких примеров тому много, та же знаменитая «Лавочка» в Братеево вам подсказка. В этом году наличие судака там больше, чем в парке. Но в парке он появляется и порой большим стадом. Следственно причинная связь в уровне воды и течении, причем напрямую.

Братеевский парковый судак, следите за уровнем воды, он подсказывает где судак.

Аналогичная ситуация и на нижних участках, есть откровенные провальные куски с малым количеством рыбы, а есть участки где рыба еще осталась и в должном количестве, но почему же клев в основном такой отвратительный и количество поклевок минимально по сравнению с прошлыми годами?

Я почти уверен, что все дело в температуре воды. До Нового Года, стояла длительная оттепель и рыба в реке клевала исправно, опять же если понимать написанное мною выше, а не упираться без логики по старым прошлогодним точкам.

В плюсовую температуру днем судак был не редким гостем, теперь все привязки к утру и вечеру.

Как только пришли первые морозы, ситуация резко ухудшилась, рыба впала в некий анабиоз. Уже при температуре воздуха в -15 на реке стала появляться шуга и большие закраины, а местами река вставала. Знаменитое Рыболово при температуре ночной в -18, а дневной в -10 замерзла за пару суток. В Чулково были огромные закраины, мешающие ловить. В городской черте стали появляться в обратках закраины которых ранее и не было. Сбросы в реку становятся холоднее, теплой воды все меньше и меньше. Наверное, с точки зрения экологии для реки это только в плюс, но с точки зрения зимнего спиннинга это очень большой минус. Тенденция остывания воды за последние годы на лицо, и смею предположить, что зимний спиннинг для нас на этой реке лет через 5 может закончить свое существование.

Пару холодных ночей и река засыпает

Воблеры или джиг, почему я выбрал джиг?

Можно отметить две основные ловли на Москве-реке, это ночная ловля на воблеры и дневная ловля на джиг. Ночная рыбалка стала так же крайне тяжелой, но именно ночью шанс поймать судака по- прежнему выше в разы, нежели расшевелить клыкастого днем на поклевку. Но и с судаком не все так просто, мои друзья, проводили много ночей на реке, чтобы найти стабильные участи реки где судак выходит на кормежку. Это большой труд, попробуйте не спать ночами и блуждать по реке экспериментируя с воблерами и занимаясь поиском стабильных точек. Но такой труд приносит свои плоды, после работы всегда можно теперь заскочить на пару часов на дежурные точки и снять несколько хвостов. Я немного поупирался в такую рыбалку, но скажу честно, ночью я люблю спать, поэтому максимум, на что меня хватало это до 22-23часов. И действительно судак очень капризен, и выходит по времени. Моя самая запоминающаяся рыбалка в этом зимнем сезоне по темноте, была в январе. Когда 7часов я не видел и поклевки и потом попал на выход, получив 3 поклевки судака, под самый конец рыбалки. После, правда я дважды повторил сей подвиг и с нулем возвращался домой. Вполне возможно, что я не дожидался рыбу. Но в конечном итоге я отказался от этих заморочек, и теперь редко выбираюсь по темноте.

Ночной судак капризен и его выход нужно еще поймать, раньше все было куда проще.

Все же я выбрал дневной джиг. Короткий зимний день позволяет заниматься изучением движения рыб. Это сложно объяснить на бумаге, но понимание, когда постоянно ловить приходит. Задевы за рыбу, различные касания и т.д, передвижение бели, причем стремительное. Под водой все движется и если иметь понимание, то рыбу можно поймать всегда. Интересно следить не только за гидравликой воды, но и за давлением и как от этого меняется поведение рыбы. От полного аута и ее присутствия на месте ловли, до отличных поклевок и уверенной движухи на дне. Вариантов много, да и днем потеплее))))

Теперь стоит коснуться матчасти

Начну со снастей, и назову три основных своих джиговых спиннинга этой зимы.
3) Zetrix Ambition-Z 762L/ML 4-16гр
2) Graphiteleader Silverado 782M 5-20гр
1) Graphiteleader Vivo Nuovo 842M 7-28гр

О всех спиннинговых удилищах у меня есть обзоры в моем блоге, но основное это в целом небольшие тесты. Я отказался от использования мощных удилищ в пользу удилищ лайт ловли, оставив, пожалуй, самую универсальную унцовку, которая является лидером в моем списке.

Причины просты, река во многих местах заилилась, и веса свыше 20гр использовать для классической ловли на джиг стали минимальны. Но иногда бывают ситуации когда нужно забросить подальше, поэтому унцовка необходима. Ну и вторая причина вода стала сильно холоднее и на практике облегчение веса всегда в приоритете, больше зависание, больше шансов на поклевку, но не всегда это так, попробую на примере своих джиговых приманок это объяснить. Но вначале несколько слов о катушках и плетеных шнурах.

Катушки и шнуры

Этот зимний сезон мои две рабочие катушки такие. Под 2 и 3 номер в позициях спиннинг, названных выше, я использую Shimano Twin Power C3000. Под унцовку Нуово я использую старую Daiwa Caldia 3000, которая на мое удивление пашет как лошадь.

Если про шнур на Твине я совсем недавно писал свой пост в социальных сетях

«Уже как месяц ловлю на новый шнур! Старый Sunline Pe Egi Ult в таком же диаметре ушёл отдыхать, от размотки 180м осталось 92(промерял),но мне грех жаловаться, половину прошлой зимы, все лето и половину этой зимы он перенёс, с учетом моих регулярных рыбалок это более чем достойно. Просто мало его осталось и пришлось обновиться. Выбор пал на Sunline PE jigger ULT4. Размотка 200м,гладкий,прочный. Максимальный вылет, минимальное обмерзание в минусовую температуру. Уже месяц ловлю и не нарадуюсь, с трофеями нынче тяжело, как и вообще с поимкой кого-либо, но вот подводный хлам в виде мусора, коряг и лесок шнур с завидной регулярностью поднимает, периодически спасая приманки! Отчёт времени пошёл, но я уверен на шпуле он как минимум на годик завис»

То про шнур, который ныне намотан на Дайве, стоит рассказать отдельно.

Вначале я юзал по плюсовой температуре шнур Sunline Super Cast Nage III #1, шнур немного нужно было поюзать, рыбалки 2-3 чтобы он стал гладким, поскольку вначале, когда достаешь его из упаковки он очень жесткий, но после 2-3рыбалок это ощущение теряется. Шнур летит хорошо и держит нагрузку свою уверенно и все бы ничего, но несколько рыбалок в минус, причем минус около -8 показали, что проблемы с обмерзанием присутствуют и количество несущих льдышек очень существенное, я конечно же шнур обрабатывал силиконовым спреем заранее, но приходилось это делать еще несколько раз на реке и это при -8. Сделав фото поблизости, я увидел насколько распушился шнур, это на самом деле бросается в глаза не сильно, но вот эти ниточки, что в кадре ниже несут на себе воду, которая в момент обмерзает. Шнур смотал, и для себя его выделил как отличный шнур, но только не в минусовые температуры. Ну т.е до -3-5 вполне нормально, ниже, уже проблемы.

Вспушился, не сильно, но уже при большом минусе эта проблема дает о себе знать

Поэтому решил намотать шнур, который еще можно найти на прилавках магазина, дорогой, но несколько лет назад он был для меня лучшим по всем показателям. И последние рыбалки в температуру -14, лишь тому подтверждение, минимум замерзания, отличный слет со шпули,и нагрузку держит потрясающе. Это Sunline Super Cast Pe Nagi Kuogi #1

Внизу наклейка на катушке, чтобы помнить какой диаметр и метраж намотан, когда катушек много, это помогает не забыть

Джиговые приманки

На фото ниже представлен мой основной набор приманок, без которых я на джиговую рыбалку на Москва-реку не собираюсь.

Но вначале я бы акцентировал внимание на применение этих приманок с весом груза. Конечно же, настрой хищника бывает разным, в особенности это зависит от температуры. В холодной воде облегчение веса груза всегда будет в приоритете, в особенности с применением силиконовых приманок. Но не всегда в зону стоянки рыбы мы можем добросить этот вес груза и сделать нужную нам паузу зависания, вот именно в таких ситуациях на помощь приходит мандула или тапок. Эти торчащие вверх приманки из пенки, отлично работают на переутяжелении. Это одна из причин, почему они очень популярны и стабильно ловят. Более подробно о всех этих нюансах я рассказал недавно на очередных съемках передачи «Рыбалка Сегодня», как только она появится, я непременно сделаю анонс в своих социальных сетях, думаю многим будет интересно.

Ну и стоит перечислить, все те приманки, которые вы видите на фото.

1) Мандулы XXl Fish, помимо них я часто использую самодельные приманки моих друзей, например в последнее время мне очень нравятся тапочки моего друга из Твери Сергея Шипина.

Тапок Шипина очень правильный и рабочий, городской судак оценил сразу, да еще и на соревнованиях «Шабаш КК»

Спортивная мандула XXLFish очень часто по вкусу разным представителям москворецкой ихтиофауны

2) Небольшие виброхвосты. Relax Koryto, Wake FlexFish 2, Manns Predator

Маленькие вибрики часто выручают в холодной воде на легком грузике

3) Виброхвосты Keitech, съедобную резину этой марки я очень люблю и уважаю и не раз при отвратительном клеве хищника они меня выручали. Easy Shiner, Swing Impact Fat, Swing impact.

Подобные приманки всегда по нраву щуке, но сейчас в оттепели стоит ждать на них активизации и судака

4) Твистеры. Классика нестареющая уже много лет в моей коробке это Action Plastic 3 FG

Твистерная щука

Это базовый набор, который всегда выручает в самом разном настрое хищника. Главное, правильно преподнести приманку и подобрать оптимальный вес грузика в конкретном месте.

Ну и в заключение хотел бы рассказать о последней моей поездке на речку, днями ранее.

Отчет о последней рыбалке

14 февраля. Ранее морозное утро, термометр показывает -12 и это у меня, понятно, что на реке будет холоднее. На месте мы уже были в 8утра, попили чаю и отправились путешествовать по уже знакомому нам участку. Вода была в нормальном уровне, а небольшие закраины оставляли нам шанс половить во многих интересных местах. Первые пару часов ловли мы решили провести на участке, который в этом сезоне один из стабильных. Испарение от реки было настолько сильным, что заброс был просто вникуда, а сама картина напоминала мультик «Ежик в тумане». Нащупать на бровке известную коряжку удалось достаточно быстро, и я решил сразу облавливать ее легкими весами и разными силиконовыми приманками. Довольно-таки быстро я получаю злую поклевку на 9гр+Relax Kopyto, и на берегу приятных джиговый окунь, граммов так на 350. Быстрое фото, не очищая от снега и обратно домой парня пока не замерз.

Дальше редкие касания за бель и полное отсутствие какой-либо жизни хищника. Сместились, постояли минут 35 на интересном месте – жизни нет. В целом все было предсказуемов, рост давления и сильный мороз не давали основания к тому, что рыба сегодня будет активной. Тем более, что пробивать шугу своими джиговыми приманками мы закончили лишь к 10:30 когда наконец-то выглянуло солнышко.

Решили убить время и прогуляться по реке до 14часов, чтобы потом вновь прийти и дежурить на рабочем участке. По пути решили остановиться на косе и просто полчаса половить окуней в удовольствие на джиг-риг. Окунь был в первые 10забросов активен, на 6-ти грамовый джиг-риг я без проблем получил 7 поклевок, 5-ть из который реализовал. Окуньки весом 100-200грамм, уверенно кушали джиг-риг и без фотосессии сразу отпускались обратно. Окунь это конечно хорошо, но он не был нашей основной целью, поэтому 30-ти минут хватило, чтобы получить удовольствие от поимок и пойти изучать реку дальше.

Дальше на реке было перспективное место, одно из моих любимых, там мне удавалось ловить абсолютно разного хищника, но в дневное время там всегда патрулировала щука, именно она меня и интересовала. И пока мой напарник перемещался и пробивал участок, я решил сконцентрировать внимание на данной точке. Первые полчаса поклевок нет, ловил мандулами 18-14гр и резиной 12-14гр, решил облегчиться и поставить все тоже копыто от релакса на 10гр, с трудом добросил до меляка и начал стаскивать в отвесный свал, на котором есть локальная ступенька, и на очередном длинном зависании приманки последовала уверенная поклевка. Подсечка и на крючке мадам, по рывкам сразу это было понятно, но три оборота катушки и сход. Приманка вхлам, поводок в свинячий хвостик, обидно, досадно, и шансов на повтор почти нет. Минут 40 я соблазнял ее на поклевку. Но все же жду друга, который ушел еще ниже, а я остался с его вещами. Поэтому играюсь с приманками, минут 15 тишина. Решаю поставить твистер, щука любит твистер на МР. 12гр и 3-ех дюймовый твистерок летят все на ту же локальную полочку, попал не с первого раза а со второго, и опять на долгом зависании мощная потяжка с рывком и подсечка в стиле «по щам» и благой мат заполнил округу. Приманка и поводок опять уделаны. Я уверен почти на 100%, что эта была та же щука, которая после быстрого схода заняла опять свою позицию и все повторила с точностью в сантиметр. Случай, конечно, не на миллион, но не часто в холодной воде происходят подобные ситуации, но они бывают и в этот раз она меня сделала.

Еще час я пытался уговорить ее на третью поклевку, но рыба оказалась умнее. Вернулся напарник, поймав небольшого судачка и слив судачка покрупнее. Пошли мы в обратный путь и до самого вечера ловили на участке. Вода пошла вверх, что практически убивало наши шансы на успех и за все оставшееся время до сумерек, я увидел 1 поклевку мелочи, порвал резинку и друг поймал напильника грамм на 300, а часами ранее моя приманка пересеклась в пути с прекрасным судаком, о чем я писал в социальных сетях.

Судак на 4700 подбагрился и после нескольких кадров был отпущен на волю. Многие спрашивали, что я наверное его долго вытаскивал. Скажу, что судак был как мешок с известным содержимым, несколько рывков в глубину а все остальное время просто выкачивания мешка, судак уперся в закраину и даже не рыпался, я спокойно зашел и взял его. Так же когда его отпускал, он просто не собирался уплывать, при этом чувствуя себя бодро. Спустя несколько минут он очень медленно уплыл к себе домой.

Вот такая получилась рыбалка. Мы много ловим, мы много ходим, проверено очень много участков, и впереди март и большие надежды на то, что все же рыбку мы половим, тем более основные локации щуки и судака уже понятны, возможны изменения, но они будут скорее минимальны. До выставки есть несколько дней, чтобы еще проверить пару мест, а дальше вся надежда на март.

Тонкие шнуры в форелевой ловле. Trout Journal

Дмитрий Савин поделился опытом использования Sunline Small Game 0.2PE и Siglon PEx4 0.2PE. За год он собрал приличную статистику. Впечатления от шнура 0.2РЕ по сравнению со шнурами 0.3РЕ.
27/12/2021

Обзор Zetrix Hell Hound 792 hh

Привет, друзья! В этом посте хочу рассказать о спиннинге Zetrix Hell Hound 792 hh. Поделюсь опытом использования на практике с обратной связью, которая возможно кому-то пригодится при рассмотрении покупки данного удилища. Взял я это удилище для рыбалок на heavy джиг осенью, а также при рыбалке на крупную резину с целью поимки щуки, и без компромиссного […]
05/09/2021

О времени выхода рыбы на точке!

Привет, друзья! Задача рыбалок сводится к тому, чтобы поймать активную рыбу! Есть те или иные перспективные места, однако они работают не круглосуточно. Наша задача разобраться в точке, в том числе определить время так называемого выхода, поэтому перспективные места нужно проверять регулярно в течение дня и определять максимальную активность рыбы на них! Вот и здесь получилось […]
17/08/2021

Первая рыбалка на голавля в 2021. Река Шешма.

Красота малой реки, шум переката, вибрация вершинки от работы кренка и ожидание поклёвки! Ну а после мощнейший удар, прошибающий до пят даже от поклёвки мелкого голавлика! Совершенно потрясающие эмоции, которые испытываешь от рыбалки на эту красивую и мощную рыбу! Очень рад был отдохнуть от лодки, одеть забродники и взять лайтовый спиннинг! Работали мелкие блесенки, которые […]
02/08/2021

О важности подбора приманки на точке!

Привет, друзья! Хотелось бы поговорить о важности смены и подбора приманок, порой это играет ключевую роль! Примером приведу рыбалку в выходные! Зашел на точку, на скриншоте с эхолота видно наличие крупной рыбы у коряги. Встал по ветру, чтобы удобнее было обкидывать. Сделал три проводки поролоном , три проводки силиконом 5 дюймов, решил дальше поставить Fox […]
26/07/2021

Обзор Zetrix Exilon 802m

Привет, друзья! Скопился хороший опыт по эксплуатации Zetrix Exilon 802m, хочу с вами им поделиться в виде обзора. Не буду расписывать какие то технические характеристики, их можно посмотреть в каталогах. Расскажу скорее для чего я брал этот спиннинг и какими приманками работал.Моя домашняя акватория располагается на Волге ниже города Казани. Течение на русле слабое, Волга […]
19/07/2021

Ловля окуня зимой! Советы и рекомендации!

Привет, друзья! Этой зимой я по настоящему окунулся в ловлю зимнего окуня на блесны! Я выезжал несколько раз с мастерами, и регулярно по несколько раз на неделе выезжаю на тренировки в одиночку. Практика, и еще раз практика! Новый выезд, новая цель, новый участок реки — новый опыт. У меня стало хорошо получаться, сложились определенные картинки […]
14/03/2021

TROUT JOURNAL: ДМИТРИЙ САВИН: ОКУНЬ, СОРЕВНОВАНИЯ, НЕПОБЕДИМЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Отчет Дмитрия Савина об участии в зимних соревнованиях по ловле окуня спиннингом с берега, прошедших в конце декабря 2020 года.
21/01/2021

Окунь, соревнования, непобедимые спортсмены.

Начал печатать отчёт сразу после турнира в конце декабря, но забросил в предновогодней суете, поэтому только сейчас — лучше поздно, чем никогда. Тем более, что небольшие отчеты часто наводят порядок в голове после соревнований, а я ехал как раз за опытом и практикой. Спиннинг с берега, окунь, Москва-река, декабрь. Зачем всё это? Я считаю, что […]
12/01/2021

Top 5 lures сезона 2020

Привет, друзья! Спиннинговый сезон 2020 года подошел для меня к концу! Это был отличный сезон, который позволил получить мне много опыта, поймать много хороших крупных рыб, и обновить два рекорда: по судаку до 6500 и щуке до 12 килограмм. Безусловно, мне многому нужно учиться и развивать свой рыболовный скилл, учиться новым техникам рыбалки! Ну а […]
11/11/2020

Pro Anglers League. Дебют. Самара.

Привет, друзья! Позади настоящая драма и трагедия из 23 дней жизни… Однако начну вот с чего. Я, как и многие, слежу за турниром PAL, и безусловно, для меня это была настоящая мечта, попасть на это соревнование, наполненное драйвом и азартной борьбой! Этот сезон стал первым для меня, когда я решил попробовать себя в рыболовном спорте.Многие […]
26/10/2020

ПАЛ ПРОЩАЙ

#palпрощайПАЛ ПРОЩАЙ (развёрнутый отчёт о финале 2020 Самара)Завершился финальный этап ПАЛ 2020. В этот раз он проходил на акватории Саратовского водохранилища, выше г.Самара .Размещение участников было в эко-отеле «Маяк.» Сразу хотелось бы выразить свою благодарность руководству и персоналу данного отеля. Такого хорошего сервиса и уровня обслуживания пожалуй не было ни на одном из прошедших этапов.Костя […]